Новости

Встреча родственников с Тарасовым С.В.

У нас на группе с родственниками прошло знаменательное событие!!! Нас посетил чудесный специалист, психотерапевт Тарасов Сергей Васильевич с лекцией о структуризации семей с ребятами страдающими той или иной зависимостью. 


Очень часто, попадая в реабилитационный центр, зависимые находятся в состоянии употребления, и сотрудники центра, после того, как зависимый приходит в себя, начинают их приобщать к занятиям и мероприятиям, которые предусмотрены расписанием центра.

Для новичка начинается процесс адаптации к совершенно новым, непривычным условиям жизни. Находясь ещё в состоянии абстиненции – болезненном физическом и психическом состоянии после отказа от приёма любых веществ, выздоравливающий погружается в непривычную атмосферу, в которой отсутствует предмет его зависимости. И находясь среди таких же людей, как и он, зависимый начинает получат информацию, истории из опыта других зависимых, и эти истории словно в зеркале отражаются в душе почти каждого новичка. Конечно, все истории разные: у зависимых разные сроки употребления, разные потери и разрушения, а также разные употребляемые вещества, однако суть проблемы остаётся всё той же.


На начальном этапе зависимые находятся на стадии отрицания или минимизации. Отрицание и минимизация (преуменьшение) - это виды психологической защиты, которые срабатывают автоматически у каждого человека, находящегося в неприятной, конфликтной ситуации, и служат для того, чтобы смягчить переживания человека в такие моменты. Защита проявляется в отказе признавать существование чего-то нежелательного, и таким образом человек, употребляющий наркотическое вещество, либо отрицает факт употребления, или преуменьшает его.



Например, он думает и говорит о себе так:
  • Я не наркоман, я же не «колюсь», а только иногда покуриваю траву.
  • Я, если захочу, могу сам бросить употреблять наркотики.
  • Я, по сравнению с другими, еще не законченный наркоман, и нормально себя чувствую.
  • Меня все устраивает, и я не хочу менять свой образ жизни, я же не лезу в жизнь своих родителей и не говорю, как им жить. Это мой выбор, моя жизнь, и вы не имеете права в неё вмешиваться! Хочу - употребляю, меня всё устраивает в моей жизни.


И для того, чтобы зависимый принял реальность таковой, какая она есть на самом деле, требуется время, и у каждого оно своё. Резиденты в реабилитационном центре выполняют письменные задания, направленные на переосмысление и осознание своей жизни. Слушают на группах других зависимых, их ответы на задания, которые выполняет каждый, исходя из личного опыта. В реабилитационном центре проходят лекции психолога, на которых резиденты получают новые знания. Также психолог проводит тренинги, направленные на развитие личности, и индивидуальные психологические консультации. И, находясь в таком информационном режиме, резиденты постепенно проникаются сутью проблемы наркомании и начинают принимать факт своей болезни, отслеживать своё так называемое тяговое состояние, со временем учатся справляться с ним.


В реабилитационном центре режим расписания выстроен таким образом, что резиденты всё своё время посвящают внутренней проработке глубоких сфер своей личности. Главные инструменты, которые они используют в процессе всего нахождения в центре, - это ручка и тетрадь. Они фактически с ними не расстаются, так как постоянно прописывают полученные задания в виде вопросов, описывают - то, что происходит с ними в течение дня, ведут дневник событий и чувств. Зависимый человек учится жить по-новому и отслеживать не только своё тяговое состояние, но и свои чувства; учится испытывать их в полной мере, так как ранее его чувства были «заморожены», и в процессе реабилитации они постепенно «отмораживаются», оживают.



Новички на этом этапе прикрепляются к более опытному наставнику, который находится на реабилитации в течение более длительного срока. Задача наставника - оказывать помощь и поддержку новенькому, делится своим опытом, подсказывать ему что-то на этапе прохождения адаптации. После того, как новенький адаптируется, привыкнет к расписанию центра, обычно наставник отстраняется. И выздоравливающий зависимый учится самостоятельно справляться с возникающими трудностями, учится по мере необходимости обращаться за помощью к сотрудникам центра и резидентам, ведь помощь здесь доступна круглосуточно. Важно, чтобы выздоравливающий зависимый учился проявлять здоровую инициативу, обращался за помощью, проговаривал честно свои мысли, страхи и чувства. Находясь в безопасном пространстве, прорабатывал свои страхи: страх оценки, общения с другими людьми, страх мнения окружающих и многие другие боязни, т.е. шёл бы им навстречу,получая новый опыт, вырабатывал в себе новые привычки, постепенно взрослел и становился более уверенным и ответственным человеком.



Данную лекцию мы проводили с родственниками, для того чтоб они понимали, что болезнь затрагивает, и ближайшее окружение зависимого — члены его семьи, друзья, сотрудники – оказываются втянутыми в эту болезнь. Она поражает их так же, как и зависимого человека: физически, эмоционально, духовно, психически, социально. Таким образом, болезнь распространяется на всю семью зависимого, поражая как каждого ее члена.

И родственникам нужно понимать как вести себя дальше со своим зависимым после того как он вернется из центра. Как правильно ему помогать и поддерживать.  Мы стараемся помочь не  только самим зависимым, но и обязательно их родственникам. Чтобы наша работа была полноценной, продуктивной и законченной. 
Другое